macroevolution

Categories:

Лекция про мел-палеогеновое вымирание

16 мая на ЗБС я прочту лекцию в двух частях (общая продолжительность ориентировочно 4 часа) про мел-палеогеновое вымирание. Спасибо АРХЭ, они организовали выезд, с обедом, экскурсией и онлайн-трансляцией. Подробности: https://arhe.msk.ru/?p=101300

Анонс лекции:

Сначала мы познакомимся с общими закономерностями эволюции биоразнообразия в фанерозое, в том числе с массовыми вымираниями, которых в фанерозое обычно выделяют пять (мел-палеогеновое из них — второе по силе). Мы обсудим основные гипотезы, предлагавшиеся для объяснения причин мел-палеогенового вымирания, в том числе «эндогенные» (рассматривающие массовое вымирание как закономерный итог эволюции биоты) и «экзогенные» (объясняющие его причинами, внешними по отношению к биоте: падением астероида, вулканизмом, изменениями уровня моря и т.д.). Затем мы перейдем к рассмотрению фактов, следя за тем, с какими из гипотез они лучше согласуются. Сначала мы взглянем на события «с высоты птичьего полета», используя глобальные палеонтологические базы данных. Затем обратимся к более детальным данным, полученным в ходе скрупулезного изучения пограничных отложений мела и палеогена в тех точках, где такие отложения хорошо сохранились. Мы попробуем выяснить, на чем основан почти всеобщий консенсус, сложившийся в последние 10-15 лет в научной литературе, о связи массового вымирания с падением Чиксулубского астероида. Не забудем и про резкое усиление вулканической активности — формирование Деканских траппов в Индии, которое началось за полмиллиона лет до астероида и продолжалось примерно столько же после. Затем мы посмотрим, что происходило на рубеже мела и палеогена с важнейшими группами морских и континентальных организмов (динозаврами, птерозаврами, наземными растениями, насекомыми, крокодиломорфами, аммонитами, планктонными фораминиферами, известковым нанопланктоном и другими). Основное внимание будет уделено трем вопросам: (1) подверглась ли группа массовому вымиранию, (2) если да, то было ли оно внезапным или постепенным, (3) если группа вымерла не полностью, то была ли избирательность, и если да, то какие особенности видов влияли на вероятность выжить на рубеже. К концу лекции внимательные слушатели смогут сами для себя решить, какая из гипотез о причинах вымирания лучше согласуется с фактами.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded