macroevolution ([info]macroevolution) wrote,

Неудачная съемка на пятом канале

Дней 10 назад мне позвонили с 5-го канала и пригласили сняться в очередной передаче про Дарвина. В программе «Картина маслом», ведущий Дмитрий Быков. Речь шла об обсуждении фильма BBC про Дарвина, который недавно был показан по ТВ.

Я ответил, что должен знать список приглашенных и вопросы. С тех пор они мне звонили много раз, все подробно обсуждалось. В итоге накануне записи, 25 мая, информация была такая. Придут 5 человек, из них один священник (Олег Мумриков, с которым я хорошо знаком, это вполне разумный и симпатичный теоэволюционист) и 4 биолога (я, С.Г.Мамонтов – автор школьных учебников по биологии и участник процесса Шрайберов, и два человека с биофака – разумеется, эволюционисты, один с каф. Северцова, другой с генетики). Выходило так, что противостояния не будет, и можно будет спокойно и серьезно обсудить проблемы эволюционизма. Ведущего, Д.Быкова, я раньше не видел, но знакомые и коллеги мне сказали, что он 1) хороший писатель, 2) талантливый теле- и радиоведущий, способный даже  в случае неприхода приглашенного эксперта спасти передачу, т.к. сам отлично знает, что стал бы говорить эксперт: он может посадить в студию любую девочку из редакции и наводящими вопросами подсказывать ей, что нужно говорить, и научно-популярная передача типа спасена; 3) вроде интеллигентный человек, 4) однако ведет себя в телевизоре довольно нагло и впечатление производит неприятное (это резюме отзывов четырех разных людей).

Вопросы предполагалось обсуждать такие: 1) от кого все-таки произошел человек; 2) почему продолжаются нападки на Дарвина и кому это выгодно; 3) этические аспекты дарвинизма.

Вчера, 26 мая, прихожу я в студию. И выясняется, что из 4 приглашенных, которых я ожидал увидеть, в наличии только Олег Мумриков. Остальные биологи куда-то рассосались (у Мамонтова заболела жена и он не смог прийти, про остальных не знаю). Зато приглашено в общей сложности 10 человек, абсолютно мне не знакомых (точнее, я знаю из них только одного – Дмитрия Зимина, основателя фонда Династия; он атеист и эволюционист, но он не биолог, а физик). В том числе какая-то девочка-журналист из православного журнала «Фома», по-видимому, антидарвинистка. Про других ничего не могу сказать, кроме того, что они не биологи (по крайней мере, так выходило из слов телевизионных работниц, обсуждавших со всеми приглашенными, кто что скажет).

Конечно, мне это не очень понравилось. Выходило, что при обсуждении биологической теории мнение биолога будет подано как одно из десяти, равноправное такое. Плюрализм, понимаешь.

Привели в студию. Зрительный зал уже полон. «Экспертов» рассаживают на две скамьи – дарвинистов сюда, атнидарвинистов туда. Оглядываюсь, никого не знаю, кроме Мумрикова на "той" скамье и Зимина на "этой". Вижу на экране заставку с названием передачи. Название такое «есть ли у науки этический аспект». Дарвин вообще не упоминается. Тут я начинаю перебирать в памяти разговоры с сотрудниками, и понимаю, что они незаметно сместили акценты, и речь сейчас пойдет вообще не о том, о чем планировалось. И впоследствии это подтвердилось: в последний момент они решили вообще не говорить о научной стороне эволюционной теории, а только о ее «этическом аспекте», т.е. о том, почему, дескать, другие научные теории живут себе тихо-мирно и никого не трогают, а на основе дарвинизма столько зла сотворено: и тебе фашисты, и тебе коммунисты, и тебе расисты, и все опирались на учение Дарвина (можно подумать, без Дарвина они не нашли бы, на что опереться, и до Дарвина в истории не было ни расизма, ни геноцида).

Тут появляется человек, очень крупного размера, такой кудрявый с усиками, и ведет себя этак вальяжно, по-хозяйски. Его вид и манеры живо напомнили мне режиссера Максимова, который участвовал в памятных теледебатах на стороне Сысоева и Буфеева. Я начинаю понимать, что это и есть ведущий, Дмитрий Быков. Он говорит то с одним, то с другим из приглашенных. Говорит громко и самоуверенно, так что слышит вся аудитория. И до меня доносятся его слова: «Ведь вы понимаете, что Дарвин был неправ? Не могут виды трансформироваться! Это же ясно». Сначала я подумал, что он шутит, эпатирует. Но он все продолжал, так что вскоре не осталось сомнений, что это всерьез. Всерьез считает, что Дарвин был неправ, а он, писатель Д.Быков, лучше разбирается в биологии и совершенно точно знает, что виды друг в друга превращаться не могут. Он говорил кому-то на «той» скамье: «У вас ведь есть аргументы, доказывающие, что Дарвин неправ? Есть?» И потом кому-то в зрительном зале (на экране тогда появилась известная картинка, как идут друг за другом обезьяна, австралопитек, питекантроп и т.д., а возглавляет шествие сапиенс): «Надеюсь, вы понимаете, что ничего этого не было? Ведь это бред. Какая в жопу обезьяна? У дарвинизма нет никаких доказательств. Переходного звена нет! Ничего нет!»

На словах "какая в жопу обезьяна" я, знаете ли, тихонько встал и ушел. Забрал свои вещи – и к выходу. Конечно, редакторы меня отловили, стали уговаривать. Вешали лапшу в больших количествах. Сам Быков вышел. Тоже стал лапшу вешать. Я, говорит, против эволюции не возражаю (хм, а как насчет «виды не могут трансформироваться»?). Я, говорит, только не верю, что это отбор, а считаю, что это взаимопомощь, как Кропоткин. У Дарвина вот такое мнение, а у меня – этакое. (да, плюрализм – страшная сила. И очень интересно, как это в эксперименте показать, что отбор не может изменять организмы и выводить новые разновидности, а применишь взаимопомощь – и пожалуйста тебе, виды послушно начинают изменяться...) Мы, говорит, вообще не будем обсуждать, прав ли был Дарвин (ага, а зачем тогда призывал экспертов на «той» скамье быстро привести в боевую готовность антидарвиновские аргументы? И вообще, как можно обойти вопрос о верности или ошибочности научной теории, говоря о ее этичности? Если теория неверна, то и говорить не о чем: в топку ее. Если верна – то тоже, в общем-то, не о чем говорить, т.к. люди не должны строить свою этику на сознательном самообмане, на обмане детей). Он говорит: или вы сами не верите Дарвину? Я: тут не «верю – не верю», а все развитие науки доказало. Быков: «вот марксизм тоже верен, но он неэтичен, принес вред» и т.п.

Но у Быкова не было времени со мной долго возиться: пора было начинать съемку. Поэтому, увидев, что я упираюсь, он в конце концов махнул рукой, и я ушел. Думаю, я не слишком сильно повредил телепередаче. Уверен, что 0% биологов в такой ситуации много лучше, чем 10%. И к тому же я просто на уровне физиологии, животом чувствовал, что мне этот человек неприятен, и я не могу и не хочу разговаривать с ним ни про Дарвина, ни про науку, ни про этику. И уж конечно я не могу доверять ему как ведущему (умелый ведущий в состоянии из любого эксперта котлету сделать) и как монтажисту (монтаж – великая сила). И потом, 10 приглашенных! Если я там был единственный биолог, а вся передача 48 минут, получается, что я бы говорил 4-5 минут, а остальное время говорили бы непрофессионалы. Вряд ли я бы за свои 4-5 минут сказал бы что-то настолько великое, что перевесило бы 9 других выступлений. А если и сказал бы, где гарантия, что Быков при монтаже не уберет сильные слова, выпятив слабые?

Мнение науки – одно из 10 равноправных мнений? Нафиг. Без меня.

**************************************************************************************************

UPD. Господа, большое спасибо за высказанные мнения. Сейчас я заблокирую дальнейшее комментирование, ибо хватит. Много всего тут было сказано, спектр мнений обозначен, ну и довольно. Если кого интересует дальнейшее развитие диалога А.Маркова и Д.Быкова, то см. сюда (а то найти это среди сотен комментов почти невозможно). Еще раз благодарю всех участников.




  • 633 comments
Previous
← Ctrl← Alt
Next
Ctrl →Alt →

[info]marquis_the_cat

May 27 2010, 12:04:00 UTC 2 years ago

Замечательно...
А потом "ученые" от религии на голубом глазу заявляют:
"В настоящее время происходит возрождение креационной науки. Это направление постепенно начинают признавать крупнейшие научные школы мира. Ученые креационисты стремительно укрепляют свои позиции во всех сферах общественного сознания, выпускают много ценных изданий своих научных трудов."

[info]ravcheyev

May 28 2010, 06:28:45 UTC 1 year ago

Я вот как-то читал, что креационисты еще и побеждают эволюционистов в дискуссиях. Видимо, описаным Александром способом и "побеждают".

[info]aleksisius

May 27 2010, 12:09:32 UTC 2 years ago

Ну и прально.

[info]maxdz

May 29 2010, 14:04:26 UTC 1 year ago

И что правильного? Человек получил эфир (хоть какой-то), чтобы донести свои мысли до зрителей.

Но, вместо того, чтобы мысли донести - со своими мыслями из эфира сбежал, оставив эфир (и возможность влияния на мозги зрителей), безраздельно, 9-ти бредоносцам-непрофессионалам.

[info]romikchef

1 year ago

[info]maxdz

1 year ago

[info]oregosha

1 year ago

[info]wingover

May 27 2010, 12:14:20 UTC 2 years ago

Да, так более ценно получилось.

[info]plmnnk

May 27 2010, 12:20:50 UTC 2 years ago

Да, не ожидал такого от Быкова.
Правильно сделали, что ушли.

[info]haskel

May 30 2010, 11:21:52 UTC 1 year ago

Своя передача

Нужно уходить, но делать свою передачу.
Несложная задача:
Уютная комнатка, хорошая видеокамера, youtube.
Формат- беседа с острыми вопросами друг другу и подробными разъяснениями. Ведущий только, чтобы разнимать если что.

Такую передачу можно сделать для всех направлений в науке.
Разъяснять основные вещи простым языком.

[info]n0mad_0

May 27 2010, 12:25:12 UTC 2 years ago

я думаю, что Вы очень правильно поступили.

[info]ursusrussus

May 27 2010, 12:25:53 UTC 2 years ago

"У меня глаз намётан на этих педрил" (с) х/ф Пыль

Всегда считал и Быкова и Максимова мудаками. Не удивлён.

[info]glenn_witcher

May 27 2010, 19:58:42 UTC 2 years ago

Максимов раньше на почве видообразования отличился.

[info]akimove

May 27 2010, 12:26:01 UTC 2 years ago

мне в принципе не понятна роль ведущего, вот чесно

[info]ursusrussus

May 27 2010, 12:28:41 UTC 2 years ago

Цель ведущего - сделать своё мнение мнением аудитории. Независимо ни от чего.

[info]akimove

2 years ago

[info]dgri

2 years ago

[info]vepr_y

May 27 2010, 12:26:39 UTC 2 years ago

Александр, думаю, оставь Вы, как в случае с Архангельским, запрос в своём ЖЖ, Вы бы поняли всё о Быкове значительно раньше. По крайней мере я бы (в противоположность случаю с Архангельским) Вас двумя руками агитировал не ходить туда.
Он самодур, и этим словом всё сказано.
И он, кажется, действительно очень неприятный человек (хотя теперь Вам, как лично знающему, виднее ;-) ).

Я бы в своём ЖЖ это перепостил, если Вы не против...


И вообще, спасибо за статью про Вентера на Элементах, хоть кто-то подробно рассказал об этом, выходит, суперэпохальном событии! :-)

[info]macroevolution

May 27 2010, 14:15:09 UTC 2 years ago

Спасибо, рад что статья про Вентера показалась полезной. А запрашивать в ЖЖ на этот раз не стал, т.к. совсем замотался, времени не было.

[info]maoist

May 27 2010, 12:27:28 UTC 2 years ago

Наверняка это было воспринято как признание эволюционистами своего поражения. Что называется по очкам.

[info]ursusrussus

May 27 2010, 12:29:18 UTC 2 years ago

Люди не так тупы, как может показаться.

[info]maoist

2 years ago

[info]pogorily

2 years ago

[info]ma6inist

2 years ago

[info]ma6inist

2 years ago

[info]hari_tc

May 27 2010, 12:27:54 UTC 2 years ago

Ну и правильно.

[info]prison_blues

May 27 2010, 12:29:40 UTC 2 years ago

>На словах "какая в жопу обезьяна" я, знаете ли, тихонько встал и ушел.

всю предыдущую часть Вашего рассказа я ждал именно этих слов. А Вы, замечу, еще очень терпеливый человек (хотя какой еще может столько времени посвящать спорам с креационистами).

[info]error_lapsus

May 27 2010, 12:31:10 UTC 2 years ago

Самое интересное тут то...

...что в разных вариациях я это слышал и читал ото всех известных мне учёных, которых зазывали в какие-то телепередачи. А вот про обратные случаи (чтобы телевизионщики хоть что-то добросовестно сделали) за последние лет десять не слышал ни разу. По всей видимости, телевизионный жанр - это диагноз, не вызывающий сомнения.

В общем, у меня такое мнение и рекомендация для товарищей учёных, доцентов с кандидатами: по умолчанию ни на грош телевизионщикам не верить. Требовать заранее всё согласовать в письменном виде: о чём передача, кто будет участвовать, как планируется ход обсуждения и т.д. И пусть ещё припишут, сколько обязуются заплатить, если в плане набрехали. Никаких устных договорённостей, раз эта телевизионная шоу-публика клинически неспособна за базар отвечать.

[info]pogorily

May 27 2010, 12:37:32 UTC 2 years ago

Re: Самое интересное тут то...

Плюсадын.

Я имел аналогичный опыт, правда, не в научной передаче.
Но наглость и продавливание ведущим того же уровня.

[info]asena

2 years ago

[info]asafich

May 27 2010, 12:31:33 UTC 2 years ago

Правильно!

[info]patrickblack

May 27 2010, 12:42:44 UTC 2 years ago

Я, говорит, против эволюции не возражаю (хм, а как насчет «виды не могут трансформироваться»?)

"Плюрализм мнений в одной голове - это шизофрения"
(c) Наум Коржавин

[info]batch2k

May 27 2010, 12:42:47 UTC 2 years ago

По фотке этого быкова однозначно можно сделать заключение, что он мудак.

[info]a_paschenko

May 28 2010, 09:38:40 UTC 1 year ago

ИЧСХ, действительно при этом неплохой писатель.
Впрочем, это хоть и не правило, но далеко не феномен.

[info]beth4ever

May 27 2010, 12:53:00 UTC 2 years ago

Автор-то хороший, жалко, что он так себя повел.

[info]le_xa

May 27 2010, 12:54:19 UTC 2 years ago

Мда, обидно... Ведь Быков - действительно талантливый человек. Что, конечно, никогда не является гарантией общей разумности.

[info]ursusrussus

May 27 2010, 12:59:30 UTC 2 years ago

Слова он действительно ловко вместе составляет. К ним бы смысла еще.

[info]kinqfisher

2 years ago

[info]roman_sharp

May 27 2010, 12:55:16 UTC 2 years ago

а на основе дарвинизма столько зла сотворено: и тебе фашисты, и тебе коммунисты, и тебе расисты

Напомнило про сохраненную журнале программу Международной конференции "Идеология дарвинизма и ее воздействие на науку, образование и общество", Крым, 15-17 октября 2009 г.

Может Вам будет интересно.

[info]ursusrussus

May 27 2010, 13:01:09 UTC 2 years ago

Вот ведь что интересно, что ни начнёт человек разглагольствовать о преступности коммунизма, то окажется на всю голову ебанутый.

[info]reader_n

1 year ago

[info]reader_n

1 year ago

[info]v_i_n

1 year ago

[info]bykov

May 27 2010, 13:00:05 UTC 2 years ago

Дорогой Александр, вам совершенно ни к чему так многословно оправдываться. Программа получилась вполне увлекательной и без вашего участия. Мы вовсе не в обиде, не переживайте так сильно. Иное дело, что у вас были все шансы высказать мне в глаза все, что вы обо мне думаете, и вам бы, ей-Богу, ничего за это не было.
Подслушивать чужие разговоры и публиковать их, вырвав из контекста, все равно нехорошо, но у вас, как вы уже заметили, нет особого желания обсуждать со мной вопросы этики, и у меня, представьте себе, тоже. Правда, я никак не могу сказать, что вы мне неприятны. Вы не успели вызвать у меня столь сильных чувств.
Желаю вам впредь спокойнее и аргументированнее защищать свою позицию -- от этого только выиграет и наука, и зритель, да и вам это будет отнюдь не вредно. Приношу свои извинения за то, что осмелился отнять у вас время. На ответные извинения за ваш тон и поведение не рассчитываю, ибо никаких иллюзий на ваш счет, увы, не питаю.
Успехов вам, Александр!

[info]vepr_y

May 27 2010, 13:07:18 UTC 2 years ago

Дмитрий, так Вы уже определились, каким именно образом полковник Кворрич доводился Джейку Сулли Родиной?

[info]bykov

2 years ago

[info]vepr_y

2 years ago

Deleted comment

[info]bykov

2 years ago

[info]ffg1981

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]ffg1981

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]ffg1981

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]progenes

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]progenes

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]progenes

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]progenes

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]progenes

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]progenes

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]progenes

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]progenes

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]progenes

2 years ago

[info]v_i_n

1 year ago

[info]ibicvs

2 years ago

[info]arifg

2 years ago

[info]tananda_

2 years ago

[info]pogorily

2 years ago

[info]pogorily

2 years ago

[info]pogorily

2 years ago

[info]pogorily

2 years ago

[info]pogorily

2 years ago

[info]bakabaka

1 year ago

[info]cmike

2 years ago

[info]bykov

1 year ago

[info]bykov

1 year ago

[info]vepr_y

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]vepr_y

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]vepr_y

2 years ago

[info]ok_66

2 years ago

[info]jahr

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]jahr

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]jahr

2 years ago

[info]jahr

2 years ago

[info]yurvor

2 years ago

[info]bykov

1 year ago

[info]vepr_y

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]jahr

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]__const__

2 years ago

[info]yva

2 years ago

[info]bakabaka

1 year ago

[info]cowdad

1 year ago

[info]cowdad

1 year ago

[info]yva

1 year ago

[info]m_r_smith

1 year ago

[info]wingover

2 years ago

[info]wingover

2 years ago

[info]daniilm

2 years ago

[info]wolf_kitses

May 27 2010, 13:00:15 UTC 2 years ago

Вы очень правильно поступили!

[info]leolion_1

May 27 2010, 13:02:57 UTC 2 years ago

Стало быть, без Вас?
Ну, что же, Вы имели право не хотеть выступать в роли агнца на всеобщей вакханалии. Коя, как я подозреваю, все равно случилась, а Ваш протестный приход-уход ровным образом никак не будет обозначен, потому что Вы ушли до начала съемки. И соответственно, не будет иметь никакого эффекта.
В этот раз без Вас. Но думаю, что в следующий раз из 10 мнений мнение науки вообще не будет значиться в числе приглашенных.

А ведь это был своего рода вызов и Вашему призванию, и интеллекту, и характеру. А Вы его не приняли только по Вашей эмоциональности.

Человек - существо стадное. И реагирует не столько на состав стада, сколько на его размер. Вы вышли - и их осталось - сколько там? - четыре - два- один?. Лицом к лицу, так сказать, с "жопой" и "Кропоткиным".

Да, это были очень трудные и неприятные условия. Это было бы нелегко, и, возможно, не так красиво, как Вы хотели бы.
Но если гордо выходить за дверь всякий раз, когда приходится сталкиваться с изложением правды в противостоянии с наглой ложью, хамством и личной неприязнью то, боюсь, что условия будут становиться все труднее и труднее.
В легких условиях люди и сами готовы слушать, и готовы принять слушаемое. Но "любимые" Вами мракобесия не из этой легкой среды вырастают.
А Вы побоялись, что как-то не так будете выглядеть. И сами им все в полное распоряжение оставили.
Если хотите, можете на меня обижаться.

[info]ursusrussus

May 27 2010, 13:05:55 UTC 2 years ago

Всё правильно.

"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями"

[info]leolion_1

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]leolion_1

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]leolion_1

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]akimove

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]dimorlus

1 year ago

[info]akimove

1 year ago

[info]bykov

2 years ago

[info]vaggie

2 years ago

[info]bykov

1 year ago

[info]lantios

1 year ago

[info]lantios

1 year ago

[info]lantios

1 year ago

[info]lantios

1 year ago

[info]lantios

1 year ago

[info]lantios

1 year ago

[info]lantios

1 year ago

[info]leolion_1

2 years ago

[info]leolion_1

1 year ago

[info]m_batin

1 year ago

[info]user_mz

May 27 2010, 13:12:39 UTC 2 years ago

Очень правильно поступили, Саша, что не стали мараться. Поддерживаю абсолютно, и упомянутая выше эмоциональность, как фактор не принятия вызова, тут ни при чем. Тоже мне вызов - с телевизионщиками бодаться...

[info]damantych

May 27 2010, 14:43:47 UTC 2 years ago

абсолютно поддерживаю)

[info]berimorr

2 years ago

[info]ex_poi90

May 27 2010, 13:23:01 UTC 2 years ago

1. Вы совершенно правы -- во всём!
2. Вас ранее не знал, а теперь поспешу зафрендить! :-)

[info]lev_evgenevi4

May 27 2010, 13:37:56 UTC 2 years ago

ИМХО, ничего другого от Быкова ожидать было нельзя. Это же не Капица все-таки.

Типичный "профессиональный гуманитарий".

[info]damantych

May 27 2010, 14:44:22 UTC 2 years ago

самое главное, что, как мне говорили коллеги-литературоведы, он и в гуманитарной области часто лажает.

[info]bykov

2 years ago

[info]damantych

2 years ago

[info]bykov

2 years ago

[info]damantych

2 years ago

[info]damantych

2 years ago

[info]urfindjusse

May 27 2010, 13:39:59 UTC 2 years ago

Правильно сделали !
  • 633 comments
Previous
← Ctrl← Alt
Next
Ctrl →Alt →
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…